Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ БЛИЗНЕЦАМИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ…………………………………………………5
1.1. Виды близнецов, их особенности…………………………………………...5
1.2. Психологические особенности близнецов в подростковом возрасте…….7
1.3 Специфика отношений близнецов между собой…………………………...14
Выводы по 1 главе………………………………………………………………..17
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ БЛИЗНЕЦАМИ-ПОДРОСТКАМИ………………...19
2.1. Организация и методы исследования………………………………………19
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования индивидуально-психологических особенностей близнецов-подростков и поведения в межличностных отношениях……………………………………………………21
Выводы по 2 главе………………………………………………………………..29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..33
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Проблема межличностных отношений между подростками в современном обществе представляет особый интерес, разработка этой проблемы в отношении детей-близнецов имеет особое значение. Прохождение близнецами подростковой стадии отличается своими особыми закономерностями. Специфика взаимоотношений между близнецами характеризуется тем, что двое детей находятся на одной и той же стадии физического и психического развития, они постоянно общаются друг с другом, имеют схожий жизненный опыт. Близнецам почти все время приходится иметь дело с подчеркиванием их сходства, тем самым окружающие, формируют у них еще большую психологическую идентичность. Близнецы с трудом привыкают к смене обстановки, к коллективу. Они довольствуются общением с братом или сестрой и не стремятся сблизиться с другими людьми. Все эти проблемы, так или иначе, проявляются в содержании взаимодействия у близнецов.
В отечественной психологии вопросы межличностных отношений получили теоретическое развитие в исследованиях А.Г. Асмолова, Г.М. Андреевой, А.А. Бодалевой, В.И. Горяниной, В.В. Знаков, В.А. Кан-Калика, А.В. Мудрика и др. Однако следует отметить, что в настоящее время проводится очень мало исследований, которые изучали бы развитие близнецов и их взаимоотношения друг с другом и именно в подростковом возрасте. Работы таких психологов, как Н.М. Зыряновой, Т.Б. Морозовой, В.С. Мухиной и многих других, проводились в рамках возрастной психологии, но обычно они ограничивались младшим школьным возрастом.
Актуальность работы обусловлена потребностями в новых данных, относящихся к изучаемому явлению в связи с недостатком у школьных психологов полноценных разработок развития близнецов в подростковом возрасте, в следствии чего психологи испытывают особую трудность, так как именно они занимаются проблемой гармоничного развития личности детей, вопросами их психологического здоровья, что невозможно без успешной адаптации в социуме, без взаимодействия с окружающими.
Объект исследования: межличностные отношения в подростковом возрасте.
Предмет исследования: содержание межличностных отношений между близнецами подросткового возраста.
Цель исследования: изучение особенностей межличностных отношений между близнецами в подростковом возрасте.
Для проведения исследования использовался комплекс методов:
Теоретические методы: анализ, синтез и обобщение научной и методической литературы по проблеме исследования;
Эмпирические методы: опрос, тестирование.
Для проведения тестирования использовались следующие методики:
1. Тест на оценку уровня конфликтности личности.
2. Тест на оценку поведения в конфликте (методика К. Томаса).
Методологическую основу исследования составили основные теоретические положения отечественных и зарубежных психологов, разработанные в трудах Л.И. Божович, Л.С. Выготского, В.Н. Дружинина, С. Л. Рубинштейна [1, 2, 14, 15].
Научная новизна исследования заключается в решении актуальной научной задачи изучения развития близнецов в подростковом возрасте. Рассмотрение данного вопроса представляет не только научный интерес, но и открывает перспективы психолого-педагогической поддержки таких учащихся и подготовки их к самостоятельной взрослой жизни.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Божович, Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте – СПб.: Питер, 2008. – 400 с.
2. Выготский, Л.С. Собрание сочинений в 4-х т. / Л.С. Выготский. – М.: Изд-во Педагогика, Т. 4: Педология подростка. – 2004. – 238 с.
3. Зырянова, Н.М. Близнецы. – М., 2006.
4. Зырянова, Н.М. Школьный путь близнецов // Семья и школа. –2007. – № 8. – с. 12-14.
5. Зырянова, Н.М. Близнецы вступают во взрослую жизнь // Семья и школа. – 2007. – № 9. – с. 15-17.
6. Крайг, Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2000.
7. Морозова, Т.Б. Личностное развитие близнецов в процессе общения // Педагогика. – 2003. – № 3. – С. 23-25.
8. Морозова, Т.Б. Особенности работы с детьми близнецами // Народное образование. – 2009. – № 1. – С. 10-18.
9. Морозова, Т.Б. Социально-педагогические технологии в формировании личности близнеца-подростка. – М.: Наука и образование, 2012. – 11 с.
10. Мухина, В.С. Возрастная психология. – М.: «Академия», 2003. – 368 с.
11. Практикум по возрастной психологии: / Под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2002. – 694 с.
12. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной: Учебник для студ. высш. и средн. спец. учеб. заведений. – М: ТЦ «Сфера», 2000.
13. Психологические очерки о близнецах / Семенов В.В., Кочубей Б.И., Егорова М.С., Зырянова Н.М., Пьянкова С.Д. – М., 2003.
14. Психология. Учебник для гуманитарных вузов/ под общ. ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2001.
15. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. – СПб: Питер, 2005. – 712 с.
16. Сергиенко, Е.А., Рязанова Т.Б., Виленская Г.А., Дозорцева А.В., Развитие близнецов и особенности их воспитания. – М.: Институт психологии РАН, 2000.
17. Фетискин, Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М.: Издательство Института Психотерапии, 2002. – 490.